Понятия со словосочетанием «период развития»

Четвёртый период развития биогеографии характеризуется тем, что принципы актуализма и историзма выдвинутые Ж. Ламарком и утверждённые Ч. Лаелем, стали отправной точкой для следующего объяснения эволюционной теории органического мира английским учёным Ч. Дарвином. В 1859 г. вышел в свет труд Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь, в которой он доказывает, что растения и животные переменчивы: существующие сейчас виды происходят от предыдущих...
Третий период развития биогеографии характеризуется огромными научными приобретениями в отрасли природоведения. Глубокое осознание флористическо-фаунистических и палеонтологических данных уже не вписывалось в библейское мировоззрение о создании мира. Новые палеонтологические находки свидетельствовали про то, что усовершенствование живых существ от древнейших до современных геологических слоёв, в которых они были обнаружены. Отсутствие в этой цепи некоторых звений стало основой для возникновения компромиссным...
С точным определением границ периодов развития классической музыки связаны определённые трудности. Во-первых, периоды начинались и заканчивались в разных странах в разное время. Во-вторых, произведения в стиле определённого периода сочинялись и тогда, когда этот стиль уже не был популярен, уже стал историей. В-третьих, сами стилевые приёмы, техники исполнения и сочинения музыки часто характерны для нескольких периодов. К примеру, композиторские техники, применяемые в произведениях периода позднего...

Подробнее: Временные рамки периодов развития классической музыки
Первый период развития биогеографии характеризуется медленным скоплением отдельных фактов про растительный мир и животное население, и место их обитания. Эти факты часто не имели научного объяснения, они не были объединены в единую систему. Эти факты истолковывались соответственно философским представлениям определённой исторической эпохи.
Второй период развития биогеографии характеризуется развитием общественно-экономических взаимоотношений, что повлекло к активному поиску морских путей в Индию, последствием чего стали Великие географические открытия. Это был значительный толчок в изучении природы, как ойкумены, так и заново открытых стран. Ботанические и зоологические сады начали активно пополнятся новыми видами организмов и со временем превратились в настоящие научные центры. Тут не только проводились тщательные систематизированные...

Связанные понятия

Сензитивный период развития (встречается также сенситивный) — период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.
Гетерохрония (от др.-греч. ἕτερος — различный, и др.-греч. χρόνος — время), разновременность, изменение времени закладки и темпа развития органов у потомков животных и растений по сравнению с предками.
Возрастная периодизация — это периодизация развития человека от момента зачатия (либо от момента рождения) и до момента смерти, и соответствующие этому определения возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации. В ряде случаев границы возрастных периодов в жизни человека имеют юридическое значение (например, максимальный гестационный возраст, при котором законом разрешён аборт по социальным показаниям в отсутствие медицинских показаний, или возраст...
Предподростковый возраст — период жизни человека между ранним детством и подростковым возрастом. Границы этого периода варьируются по разным классификациям: от 8 до 12 лет, от 9 до 14 лет, от 10 до 13 лет. Выбор границ зависит от научной дисциплины, рассматривающей данный возраст с различных позиций: физиологии, педагогики, социологии.
Теории нативизма — теории психического развития, общим для которых является определение характеристик и особенностей зрелой личности как изначально предопределенных с момента зачатия. Теории нативизма и эмпиризма, в первую очередь, являются философскими теориями, но на них основе созданы психологические теории, объясняющие психологическое развитие личности. Общим для данных теорий личностного развития является определение наследственности как главной движущей силы и единственной детерминанты развития...
Ауксология (от греч. auxano — расти) — изучение процесса роста и развития человека, одно из направлений антропологии, «возрастная антропология». Термин ауксология относится к изучению биологического роста и применяется для характеристики различных аспектов ростового процесса. Впервые данный термин для изучения человека был предложен в 1919 г. французским исследователем роста Полем Годеном...
Сравни́тельная психоло́гия — раздел психологии, занимающийся эволюцией психики. Интегрирует данные из зоопсихологии, исторической и этнической психологии. Сравнивает психические процессы животных и человека в онтогенезе и филогенезе, обнаруживает качественные различия, обусловленные социально-историческими факторами, развитием трудовой деятельности, общественной жизни, речи и сознания человека.
Ароморфо́з (др.-греч. αἴρω «поднимаю» и μορφή «форма») — прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов. Ароморфоз — это расширение жизненных условий, связанное с усложнением организации и повышением жизнедеятельности .
Геронтопсихология — раздел возрастной психологии, занимающийся изучением психики людей пожилого возраста. Формирование как отдельной дисциплины отмечено во второй половине двадцатого века.
Нормативные кризисы развития — переходные этапы возрастного развития, занимающие место между стабильными (литическими) возрастами.
Гендерная история — научная дисциплина, центральным предметом изучения которой является история взаимодействия мужского и женского опыта как одного из наиболее важных аспектов социальной организации, его влияния на формирование социальной действительности и её изменений в пространстве и времени. Своим появлением гендерная история обязана интенсивному развитию феминистических исследований в 1970-е годы.
Жи́зненный ци́кл — закономерная смена всех поколений (онтогенезов), характерных для данного вида живых организмов. Следует чётко отличать жизненный цикл (характеристику вида) от онтогенеза (развития отдельной особи от момента её появления до момента смерти или деления).
Вне утробный период (постнатальный) - период индивидуального развития значительно отличается от внутриутробного. Если в первом периоде развитие организма происходит в более или менее постоянных условиях среды то после рождения на организм человека оказывает непосредственное и сильное влияние внешней среды. Растущий организм начинает приспосабливаться к ней в нем происходит сложнейшее преобразование, при этом вновь приобретенные черты присоединяются к особенностям строения строения переданным по наследству...
Переходная экономика(англ. transition economy) — промежуточное состояние при переходе от экономики с центральным планированием к рынку. В результате этого перехода осуществляется принципиальное преобразование основ данной системы, которые обусловливают генезис и развитие, как новых черт переходной экономики, так и ее особенности.
Принцип производства благ — категория, обозначающая очень крупные качественные ступени развития мировых производительных сил в историческом процессе. Каждой формации развития Мир-Системы (человечества) соответствует только один собственный принцип производства. Выделяются четыре принципа производства...
Филэмбриогенез (от др.-греч. φῦλον — племя, род, вид и эмбриогенез) эволюционное изменение хода индивидуального развития организмов.
Возраст — продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени.
Кризис новорождённости — кризис, связанный с переходом от пренатального к постнатальному развитию.
Детерминация (лат. determinatio — предел, заключение, определение) в широком смысле — определение перспективы объекта детерминации, располагаемыми представлениями о его комплектации, нынешними параметрами и составляющими, присущими той или иной категории или образцу.
Осевое время (нем. Achsenzeit) — термин, введённый немецким философом Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Ясперс датирует осевое время 700—200 годами до новой эры. По его мнению, все учения осевого времени (которые в изменённом виде существуют до сих пор) отличаются рационализмом и стремлением человека к переосмыслению существовавших...
Половые признаки — ряд отличительных особенностей строения и функций органов тела, определяющие половую принадлежность организма. Половые признаки делятся на биологические и социальные (гендерные), так называемые поведенческие признаки.
Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина — возрастная периодизация развития ребёнка от рождения до 17 лет, разработанная советским психологом Д. Б. Элькониным. Периодизация Эльконина является общепринятой в российской возрастной психологии.
Развитие самосознания — этап в процессе онтогенеза, в ходе которого у ребёнка появляется понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызвано это отношение. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, то есть в том, как ребёнок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.
Постфорди́зм — современная система экономического производства, потребления и сопутствующих социально-экономических феноменов, ставшая доминирующей в наиболее экономически развитых странах с конца XX века. Название подчёркивает новый этап по отношению к фордизму, системе, сформулированной в массовом конвейерном производстве Генри Форда. Неразрывно связан с процессами глобализации и становления постиндустриального общества.
Психи́ческие проце́ссы — одна из групп психических явлений, объединяемых по функциональному назначению в целостной структуре психики.
Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Она состоит из трёх подотраслей: геронтопсихологии, детской психологии, пре- и перинатальной психологии. Исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие.
Ранний возраст — период в развитии человека между младенчеством и дошкольным возрастом.
Дошкольный возраст — этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода...
Гетеробатмия (от греч. getero — различный и bathmos — степень, ступень) — неодинаковый уровень специализации различных частей одного целого, достигнутый в процессе биологической эволюции.
Биология развития — раздел современной биологии, изучающий процессы индивидуального развития (онтогенеза) организма.
Онтогенети́ческая изме́нчивость — изменчивость, отражающая реализацию закономерных изменений в ходе индивидуального развития организма или его клеток. Отличается от генотипической тем, что организмы, несмотря на возрастные различия, сохраняют одинаковый генотип, то есть она является ненаследственной, или фенотипической. Из множества механизмов возникновения онтогенетической изменчивости являются следующие...
Политическое сознание — это система знаний, оценок, настроений и чувств, посредством которых происходит осознание политической сферы субъектами — индивидами, группами, нациями и тому подобное.
'Физи́ческое разви́тие — динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства. Процесс развития совокупности морфологических и функциональных свойств организма (скорость роста, прирост массы тела, определённая последовательность увеличения различных частей организма и их пропорций, а также созревание различных органов и систем на определённом этапе развития), в основном запрограммированных...
Термин доиндустриальное общество относится к конкретным социальным характеристикам и формам политической и культурной организации, которые были распространены до наступления промышленной революции. За ним следует индустриальное общество.
Демографические структуры населения — обусловливающие воспроизводство населения группы, сформированные в соответствии со значениями того или иного признака.
Постэкономическая общественная формация — общественно-экономическая формация, элемент трёхзвенной формационной схемы, предложенной в 1995 г. В. Иноземцевым. Характеризуется тремя основными чертами: исчезновением человеческого труда и заменой его человеческим творчеством, постепенным прекращением действия закона стоимости, исчезновением эксплуатации человека человеком. Ей предшествует экономическая общественная формация, включающая в себя азиатский, рабовладельческий, феодальный и капиталистический...
Этнополитология — дисциплина, изучающая политическую обусловленность этнических явлений и процессов.
Периодизация истории — особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации. Для периодизации могут избираться самые разные основания: от смены типа мышления (О. Конт, К. Ясперс) до смены способов коммуникации (М. Маклюэн) и экологических трансформаций (Й. Гудсблом). Многие учёные...
Энкультурация (от греч. en - среди, внутри, содержащий в себе и лат. cultura - возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - процесс приобщения индивида к определенной форме культуры, приобретения индивидом этнокультурного опыта, свойственного определенной локально-исторической культуре. Происходит под воздействием системы культурных институтов.
Характероло́гия (от др.-греч. χαρακτήρ и -λογία «область науки») — учение, изучающее характер и процессы его самоформирования. Термин является калькой с немецкого термина Charakterkunde. Термин введён в конце XIX — начале XX века, однако изучению характеров уделялось внимание и в более раннее время.
Пранаука (Преднаука) — начальный этап становления научного знания в рамках цивилизаций Древнего Востока. Иногда начало пранауки отодвигается в первобытное общество. Пранаука сформировалась в рамках школ жрецов, которые аккумулировали социально-полезные знания в области астрономии (неразличимой от астрологии), математики (неразличимой от нумерологии), архитектуры, медицины и алхимии. Систематизация знания шла вокруг решения практических задач.
Биогенетический закон Геккеля—Мюллера (также известен под названиями «закон Геккеля», «основной биогенетический закон»): каждое живое существо в своём индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет, в известной степени, формы, пройденные его предками или его видом (филогенез).
Социа́льное явле́ние или социа́льный фено́мен — одно из основополагающих понятий социологии и социальной философии, которое означает «элемент социальной реальности, обладающий всей полнотой социальных свойств и признаков»; это любое проявление отношений или взаимодействия людей или даже отдельное событие или случай; все, что проявляет себя, существует, есть в социальной действительности. Социальные явления — это явления взаимодействия людей, осуществляемые в социальном пространстве: непосредственно...
Информационная революция (англ. Information Revolution) — метафора, которая отражает революционное воздействие информационных технологий на все сферы жизни общества в последней четверти XX столетия. Это явление интегрирует эффекты предшествующих революционных изобретений в информационной сфере (книгопечатание, телефония, радиосвязь, персональный компьютер), поскольку создает технологическую основу для преодоления любых расстояний при передаче информации, что способствует объединению интеллектуальных...
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я